Стоит присмотреться внимательно, и сразу выясняется, что нет ни одной сферы деятельности человека, где бы колесо не оставило свой след. Дома, посуда, деньги, оборудование и приборы, развитие науки — во всем, что создано и открывается, можно проследить прогрессивное влияние колеса и принципа вращения. Древний человек, активно развивавший натуральное хозяйство и торговлю, нуждался в надежном помощнике. И таким помощником стало колесо. Даже одно оно было способно внести в жизнь труженика огромное облегчение. А уж два, три и четыре колеса вообще позволяли добиться невозможного — расстояния перестали быть преградой. Вот с момента присоединения одного колеса к другому развитие колесной техники и пошло семимильными шагами.
Колеса превращаются в элегантные…

Еще до нашей эры телега почти повсеместно стала самым востребованным предметом в хозяйстве и в военном деле. Древним колесным повозкам, найденным археологами, около пяти тысяч лет. Но не только неуклюжие грузовые телеги, но и первые двухколесные повозки, очевидно, ставились на сплошные тяжелые прочные колеса — скаты. Сначала человек догадался сделать ось неподвижной, а колеса вращающимися на оси; затем решил облегчить колесо — придумал спицы, обод и ступицу; еще позднее — надел на обод для прочности железную шину. И на все это человеку потребовалось несколько тысяч лет.

Катись само, колесо!

Оценив прелести колеса, человечество приложило все усилия, чтобы заставить его работать на безлошадной тяге. Средства передвижения, напоминающие современный самокат, встречаются на древних фресках у многих народов. Однако ученые не могут прийти к однозначному выводу: мечту или реальность рисовали наши предки. В 17 веке народная забава катания на двухколесной доске была уже известна. Но нет предела совершенству. Человек мечтал колесить по дорогам со всеми удобствами или, как минимум, сидя. Так из примитивного самоката вполне логично "вырос" велосипед.

Отцы велосипеда

Рождение велосипеда окутано тайной и мистификациями. Большинство упоминаний о предшественниках велосипеда, датируемые концом 18 века, подвергаются сомнению.

В 1808 году в Париже появляется "тележка Бланшера" — прототип велосипеда, без управляемого колеса и передвигающийся исключительно по прямой. А официально "отцом" велосипеда считается немецкий профессор барон Карл фон Дрез из Карлсруэ, который в 1817 году представил первый двухколесный самокат с сиденьем — "машину для ходьбы". По крайней мере, именно ему принадлежит первый патент на это средство передвижения, которое в честь изобретателя назвали "дрезиной". Дрезина была снабжена рулем и выглядела как велосипед без педалей, толкаться приходилось ногами. Машина Дреза стала особо популярна в Великобритании, где ее называли "денди-хорз".

Чтобы велосипед приобрел более-менее современный вид, понадобилось почти сто лет и множество соавторов. Шотландец Киркпатрик добавил к велосипеду педали и седло. Француз Пьер Лалман перенес педали на переднее колесо. Лионские промышленники братья Оливье в сотрудничестве с каретным инженером Пьером Мишо начали массовый выпуск "денди-хорзов" с педалями, сделав раму металлической и дав машине имя "велосипед". Потом было время "пауков" или "пенни-фартингов", изменялся приводной механизм, изобретались спицы… А колесо неумолимо катилось и совершенствовалось, погромыхивая жестким ободом.

Шина, шина, руль, машина

Кстати, именно велосипед стал "музой" изобретателя пневматических шин. Однажды шотландский ветеринар Джон Бойд Данлоп поливал из резинового шланга грядки, наблюдая, как катается на велосипеде десятилетний сын. Когда ребенок чуть не упал, подпрыгнув на очередной выбоине, Джон Данлоп испугался… и усовершенствовал конструкцию велосипеда, прикрепив к ободу резиновый шланг. В 1888 году он запатентовал свое открытие, а год спустя в Дублине заработал завод по выпуску велосипедных шин.

Впрочем, мы забежали изрядно вперед. Не велосипедом единым сыто и довольно человечество. Лень — двигатель прогресса — неумолимо требовала движения вперед без совершения каких-либо усилий. Лучшие умы бились над созданием самоходной повозки большую часть восемнадцатого и почти весь девятнадцатый век. Колесо на тот момент было уже достаточно развито и освоено, не хватало движущей силы.

В конце шестидесятых годов 18 века француз Ж. Кюньо построил трехколесный паровой тягач для передвижения артиллерийских орудий. "Тележка Кюньо" считается предшественницей автомобиля и паровоза. В 19 веке на дорогах Англии и Франции появились первые дилижансы на паровой тяге и рутьеры — безрельсовые паровозы. Громоздкие, прожорливые машины широкого распространения не получили.

В восьмидесятые годы 18 века над проектом автомобиля бился русский изобретатель Иван Кулибин. В 1791 им была изготовлена повозка, в которой применялось маховое колесо, тормоз, коробка скоростей и подшипники качения.

И все-таки оно движется!

Но прежде чем появился автомобиль, был изобретен двигатель. Первый двусторонний и двухтактный газовый двигатель в 1860 году построил французский механик Этьен Ленуар — хорошо, но мало. Немцу Николаю-Августу Отто через 16 лет удалось переплюнуть своего французского коллегу и сделать более эффективный четырехтактный газовый двигатель. Процесс в нем совершался в течение четырех ходов поршня и двух оборотов коленчатого вала. По этому циклу и сегодня работает подавляющее большинство автомобильных двигателей.

Двигатели Отто получились тихоходными и массивными. Они были по достоинству оценены промышленниками, но не годились для применения на транспорте.

Двигатель внутреннего сгорания стал мобильным только после того, как заработал на жидком топливе — бензине. Изобретателем бензинового двигателя стали технический директор завода Отто в Дойце Г. Даймлер и его ближайший сотрудник В. Майбах. Первый работающий агрегат они построили в 1883 году. Это была настоящая революция — в одной точке наконец-то сошлись человеческие возможности и потребности. Было изобретено "тело" будущего автомобиля — велосипед, и "душа" — двигатель. Витала в воздухе мечта о компактной, быстрой самоходной повозке. Зарегистрировано более четырехсот претендентов на титул изобретателя автомобиля. И только двум из них досталась бессмертная слава.

Этой чести удостоены Готлиб Даймлер и Карл Бенц. Оба они построили самодвижущиеся повозки в один год и должным образом оформили патенты. Мир поехал…