А в журналах и интернет-ресурсах их рассматривают в основном по одному, максимум по два – и вместо сравнений обыгрывается мотив «ну что вам еще надо за такие деньги». Поэтому, когда фирма Альфамото предложила мне провести тест-драйв их мототехники, я не колебался – они продают почти все достойное внимания, что производят в Китае. О том, что у них есть, ниже, а нет у них всего двух моделей: копии Хонды X8R и копии Хонды Манки.

Итак, скутера-полтинники

Начать тест мне предложили с какого-то цепного уродца, который образовался путем обвешивания Хонды Такт блестящими погремушками – название забыл и вспоминать не хочу.

Сел я на это самое и быстро-быстро, пока не стошнило, на почти предельных для него 40км/ч объехал вокруг павильончика. Ну что тут скажешь – даже учитывая, что стоит он всего 600 у.е., приобретение очень сомнительное. Хотя если ваше дитя пристало как клещ – купи ему скутер и аргументы типа «Ты же у меня единственное!» не действуют, купите ему вот это. Убогие скоростные и динамические возможности модели дадут вам хоть какое-то спокойствие, да и сильно долго чадо кататься не будет, за катанием неизбежно последует ремонт.

Следующим был гораздо более интересный экземпляр – копия CPI Oliver (далее будем называть его Оливером) с четырехтактным движком. Очень ничего аппаратик: 12-дюймовые колеса, интересный дизайн, есть нормальное место для пассажира. Вот он:

Сажусь, еду. Теперь уже не возникает желания побыстрее слезть, как было с предыдущим. Скутер очень хорошо держит дорогу, энергоемкость подвесок (обе с гидравликой) вполне достаточна. Передний дисковый тормоз – без нареканий, задний барабанный похуже, но тоже терпимо. В крутые повороты скутер кладется не очень охотно, выходит из них буквально сам, как только ослабишь давление на руль. Максимальная скорость - порядка 70 км/ч.

Интересная с дизайнерской точки зрения форма передка привела к тому, что на скоростях выше 40 км/ч в колени дует, если только не прижать их к друг другу. Покатавшись минут 20, пришел к выводу, что подвески, пожалуй, слишком жесткие. Такие оправданы у действительно спортивного аппарата, например, у Аэрокса, но это совсем не Аэрокс, ничего спортивного в его характере нет. Учитывая, что и седло не является образцом мягкости, при поездках продолжительнее часа лучше заранее озаботиться приобретением какой-нибудь мази для пятой точки, чтобы она потом не так болела.

Пересаживаюсь на копию CPI Hussar (далее - Хьюзар). От Оливера он отличается только другим клювом и фарой а-ля Раннер.

Правда, на данном экземпляре стоит двухтактный двигатель Линхай-Ямаха, почти точная копия ямаховского 3KJ. Ладно, поехали. С места этот Хьюзар рванул заметно резвее Оливера, но после 20 км/ч интенсивность разгона сравнялась оливеровской. Максималка одинаковая. Поведение на дороге абсолютно одинаковое, правда, у линхаевского движка оказался неожиданно хороший барабанный тормоз.

Стоит Хьюзар чуть больше 1000 у.е., Оливер – 1200. Есть пища для размышлений.

Дальше мне выкатили точную копию Такт 30 с четырехтактным движком. Она выглядела вот так:

Краткое резюме: ходовая – средняя, двигатель отличный, тормоза - тоже ничего. Сойдет для сельской местности...

Наступило время пообедать. Для разнообразия я поехал на синеньком мопеде (его аналог - Honling B-05) с четырехтактным двигателем, ходовая у него – как у Хьюзара\Оливера, а вот дизайн самостийный китайский. Ничего интересного я от этой модельки не ждал, но, как выяснилось, зря. Оказалось, что несмотря на более узкую, чем у акульего семейства, морду, аппарат обеспечивает отличную ветрозащиту ног. Подвески у него не такие жесткие и седло помягче. В общем, сохранив все достоинства своих ближайших родственников Оливера и Хьюзара, он лишился их недостатков! Чем дальше я на нем ехал, тем больше он мне нравился. После обеда я окончательно убедился, что это явный кандидат в фавориты.

Подробно о нем – ниже, а пока – следующий аппарат. Это одна из китайских вариаций на тему Хонды Спейси, только прототип был с рычажной вилкой, а китайцы снабдили свое изделие телескопом. Ближайшие родственники – Хонлинги 6 и 8. Называется Макси, но это название ему совершенно не подходит. Он не максимальный, он никакой. Нет ярко выраженных недостатков, нет запоминающихся достоинств. Пожалуй, десятидюймовые колесики ему маловаты. Рулится как-то невнятно, хотя вполне устойчив. На фото видно, как после поездки я тщетно пытаюсь сказать про его индивидуальность хоть что-то. В общем, аппарат, который можно задешево купить, если все равно на чем ездить, и потом без сожаления продать.

А теперь – нечто монументальное. Его прототип - Кимко Спейсер (далее - Спейсер).

Главное назначение данного монстра – обеспечить максимальный комфорт как водителю, так и пассажиру, и справляется он с этим прекрасно. Спинка пассажирского сиденья, выдвигающийся упор спины для водителя, высокий и широкий руль, мягкие длинноходные подвески, магнитола… На таком любой дальнобой не в тягость. Несмотря на солидные размеры и вес, в управлении удивительно прост. Очень большой угол поворота передней вилки, аппарат может буквально обернуться вокруг своего заднего колеса. Несколько непривычно по скутерным меркам расположенные зеркала обеспечивают отличный обзор назад – это если едешь один. А вот если вдвоем, то там видны в основном ноги пассажирки от коленок и выше. Кстати, эти зеркала складываются. Как ни странно, динамика терпимая, даже с пассажиром. Вполне пригоден для новичка. Оцените фото – человек сел на скутер второй раз в жизни и минут десять делал все возможное, чтобы упасть. Не получилось, однако. Чуть забегая вперед, такой скутер есть с двигателем 150сс – вот это вещь! Но и полтинник очень даже ничего. Просят за него всего 1200 у.е.

Следующий скутер – был создан по протопипу Кимко Филли. На сегодня это, пожалуй, самый распостраненный китаец. Один из лучших из небольших скутеров. Легкий, компактный, пролезет в любую щель. У меня самого такой, для московских пробок самое то, что надо.

Его недостатки вытекают из его же достоинств: небольшие колеса, короткоходные подвески – надо внимательно смотреть, куда едешь. Пассажир помещается, но без особого комфорта. Жаль, но время этой модели уходит, на сегодняшний день она устарела. Правда, у китайцев есть достойная замена, копия Пьяджо Зип, но она пока только для внутрикитайского использования.

Ну и последний из скутеров 50сс – копия Кимко Кобры (далее - Кобра), причем правильная копия, с 12-дюймовыми колесами. Я и раньше говорил, что это один из лучших больших китайцев, и теперь пользуюсь случаем повторить еще раз. Наболее близким аналогом в Москве является скутер Honling Vip.

Удобная посадка, причем для водителя любого роста. Длинноходные (80 мм) подвески с гидравликой спереди и сзади легко глотают неровности вплоть до весьма заметных. Мощный свет позволяет без опаски ехать ночью со скоростью 60 км/ч. Довольно устойчив, но при этом легко кладется в повороты вплоть до чирканья подножкой об асфальт. В общем, еще один фаворит. Ну, а теперь поставим их рядом и сравним. Итак, синий скутер (ближайший аналог - Honling B-05) и Кимко Кобра, лучшие, на мой взгляд, из протестированных полтинников.

Это скутера вполне сравнимые – схожие размеры (Тигр чуть покороче и повыше), одинаковый вес (около 90кг), одинаковые моторы, похожие цены (1000 у.е. - Кимко Кобра, 1100 y.e. - у второго ). А вот характер у них совершенно разный. Синий спокойный, уравновешенный, легко прощает новичку даже грубые ошибки. В крутые повороты входит несколько неохотно, выходит из них с явным облегчением. Кимко Кобра же резкая, нервная, требует от водителя безукоризненной работы рулем и корпусом, при этом, если снять центральную подножку, повороты можно проходить «с ногой». У нее интересная манера входить в поворот. При малых углах все стандартно: она стремится ехать прямо и слегка сопротивляется усилиям водителя отклонить ее от прямого курса. Но с увеличением угла наклона сопротивление падает и в конце концов сходит на нет – она как бы предлагает водителю пройти это место еще круче. Новичок не всегда бывает готов к такому развитию событий, отсюда падение и последующий обиженный вопрос – да что же у нее руль прямо-таки подламывается? В общем, верхом на этом звере лучше не хлопать ушами, но в умелых руках он способен на многое.
Небольшое отступление. Копия Кобры в свое время была моим первым китайским скутером, и хорошее отношение к этой модели у меня давно. Потому для поездок по Одессе на предмет посмотреть город, съездить к морю, ну и на дачу, где меня поселили, я попросил именно Кобру. Но уже на второй день я, можно сказать, изменил своей первой любви и пересел на синий. Причина проста: незнакомый город, надо мысленно держать в голове карту, дороги, увы, не московские, смотреть надо и туда, да и достопримечательности то и дело попадаются… Скутер, не требующий от водителя вообще ничего, кроме указания примерного направления, куда ехать, оказался идеальным вариантом.

Продолжим сравнение. Кроме ходовых качеств, нужны и тормоза; у обоих они хорошие, но у Кобры все же получше – двухпоршневая скоба спереди. Мягкость седла одинаковая, но у синего оно поуже. Он вообще узкий, в городе это достоинство. Места для багажа у Кобры больше: более вместительный, чем у Хонлинга, унитаз и запираемый бардачок под рулем.

Так как синий аппарат более высокий, с него дальше видно в городском потоке, но водитель менее 170 см ростом может испытывать некоторое неудобство. На Кобре одинаково комфортно и миниатюрной девушке, и двухметровому мордовороту. У второго - более читаемая приборная панель, но у Кобры есть тахометр.

Теперь переходим к 150сс скутерам
Первый в очереди – Сайгак (название придумано компанией AlfaMoto).

Здоровенная махина, длина чуть за два метра, весит 150 кг, на 13-дюймовых колесах. Только тронувшись, я был неприятно удивлен весьма скромным углом поворота руля – что в сочетании с его размерами дало никудышную маневренность на малых скоростях. На средних и больших он повел себя так, как и ожидалось от этой туши, спокойно и невозмутимо пер хоть по шоссе, хоть по колдобинам. Сидеть на нем комфортно, но только по меркам маленьких скутеров, а Кимко Спейсер, хотя и чуть поменьше, предоставляет водителю больше удобств. Поле зрения в зеркалах маленькое, есть мертвые зоны, а на скоростях выше 60 они еще и начинают трястись, сводя обзор почти к нулю. Тормоза отличные, диски спереди и сзади. Но самое главное – для такого веса мотор слабоват. Назначение такого рода скутера – скоростной, с ветерком, прохват по загородному шоссе, в городе ему будет тесно. Но вот насчет ветерка тут как раз и не очень. И динамика умеренная, и скорость маловата. Говорят, что скоро будет такой с мотором 250сс – вот это ему в самый раз, а пока ощущения, как если бы в Волгу в целях экономии воткнули движок от Запорожца.

Следующий – от прототипа Кимко Спейсер 150. От своего брата-полтинника он отличается только двигателем, остальное одинаково.

Сажусь, даю газу и сразу чувствую, что подо мной вовсе не полтинник – мощно рыкнув, Кимко Спейсер буквально выпрыгнул со стоянки. Под мерное урчание движка он быстро и уверенно разгоняется до 90 км/ч, затем урчание переходит в вой – вариатор полностью сжался, и дальнейший набор скорости будет только за счет оборотов. Сбрасываю газ, аппарат еще необкатанный. Проверяю, как у него с маневренностью и устойчивостью на разных скоростях. Никаких неожиданностей, все как у Кимко Спейсер 50, то есть очень хорошо. Вещь! Вот это полноценный скутер для путешествий. На шоссе он с пассажиром и грузом позволит держать крейсерскую скорость 90 – 100 км/ч. Правда, у всего при желании можно найти недостатки. Например, ни на каком другом скутере водителю не угрожает опасность заснуть за рулем, а на Спейсере это возможно. Ну,

а пассажир на своем троне может вообще дрыхнуть всю дорогу.

Есть похожий скутер, ЗИД-Лифан125Т2, и мне даже довелось на нем прокатиться немного. Но у него 10-дюймовые колеса, что его просто уродует, а движок по субъективным ощущениям раза в два слабее бизоновского. Может, в Коврове какую заглушку ставят… или движки покупают уцененные – не знаю.

Пора, однако, пересаживаться с копытных на кошачье. Знакомьтесь – Леопард (название придумано компанией AlfaMoto).

Это ничья не копия, а национальный китайский продукт. Правда, при обстоятельном осмотре мне показалось, что дизайнер этой машины в качестве источника вдохновения использовал Хонду Дилан, но не более того. Леопард существенно меньше, база - 1280 см , вес - чуть за 100 кг.

Еще в Москве я обратил внимание на этого кота. Дело в том, что в нише компактных 150сс скутеров европейцев практически нет, одна Веспа LX150, а в основном – китайцы. Интересно было посмотреть на еще один в этом не слишком длинном ряду, тем более в значительной мере оригинальный. Так что подходил я к нему с некоторой опаской – боялся разочароваться, но с первых метров поездки понял, что с разочарованием придется подождать. Старт – еще более впечатляющий, чем у Кимко Спейсер 150. Это понятно, Леопард заметно легче. Разогнавшись до 60 км/ч, заложил несколько крутых поворотов, оценить управляемость. Песня! По характеру он сильно напоминает Кобру, причем это усугубляется узким рулем. Новичкам на этом аппарате надо быть поосторожней – пока привыкнешь, весь пластик обдерешь, падая на виражах. Разгоняюсь. Скорость 70 км/ч, впереди участок прилично разбитого асфальта с пологим поворотом, который на своем мелком Джалинге я бы не рискнул форсировать на скорости более 40 км/ч. Сжал руль покрепче, приготовившись пресечь возможную попытку скутера улететь с трассы. Как же, улетит он… только вздрогнул пару раз и прописал поворот так, будто под ним не ухабистая дорога на краю Одессы, а ТТК имени Лужкова. Видя такое дело, я обнаглел и еще раз прошел этот участок, но уже на скорости слегка за 80 км/ч. Вот тут его малость колбаснуло. Правда, у меня сложилось впечатление, что с жесткостью рамы все в порядке, а просто мягковаты сайлентблоки, они же стандартные, а скутер – не очень. Если так, то это легко лечится. Но у этого скутера есть и еще одно весьма существенное преимущество - стоит он всего 1300 у.е., или 34500 рублей! Известно, что за аппарат такого же класса, Keeway ARN, просят 56000, и еще неизвестно, кто из них лучше.

Все, тесты скутеров закончены – скрипнув напоследок цепкими леопардовскими тормозами, я остановился у двери его жилища-магазина. Хочется верить, что с этим кошаком мы еще встретимся.

И в заключение несколько слов о мотоциклах, которые Альфамото тоже включила в программу теста. По этому виду двухколесных основания считать себя разбирающимся у меня были лет тридцать назад, но не сравнивать же с Явой и Ковровцем – на фоне последнего любой из китайцев покажется идеалом. Неохота мне уподобляться мотожурналистам, у которых отчет о тесте мотороллера звучит так: я скутеров не люблю и в них не разбираюсь, вот моцы… а дальше описание тест-драйва ни в чем не повинной табуретки. Вкратце – у всех нормальные ходовые, хорошие движки, и у всех на ходу мерзко бренчат пластмассовые украшения, которыми они обвешаны; чем больше погремушек, тем звук громче и противней.

Я разобрал пару движков протестированных скутеров и могу сказать, что качество изготовления движков настолько высокое, насколько это бывает у китайцев, «секретных» альфовских поставщиков можно смело поставить в один ряд с такими, как Хонлинг.

И про запчасти. Неплохим индикатором того, с какой ответственностью торгующая фирма относится к своему бизнесу, является ассортимент запчастей. Если их нет вообще – перед вами скорее всего люди, озабоченные только срубить бабок, пока есть спрос, и исчезнуть. Не надо слушать отмазок, что запчасти якобы на каком-то складе и когда надо, будут – они должны быть здесь, в продаже. Если запчасти есть, но немного и в основном к движку, это уже лучше. Значит, хотя бы на гарантийный ремонт в случае чего детали найдутся, а вот если клиент, например, вилку погнул или фару расколол, то так ему, уроду, и надо, пускай новый скутер покупает... И, наконец, третий вариант: есть практически все, включая пластик и оптику. Разумеется, последний вариант является оптимальным...